В газовом оборудовании второго поколения (ГБО 2) для автотранспорта регулирование подачи газа в смеситель осуществляется вручную, с помощью так называемого «дозатора газа». Этот дозатор газа представляет собой обычный патрубок с изменяющимся проходным сечением, которое можно увеличить или уменьшить, путем введения в патрубок обычного винта, располагающегося, поперек сечения патрубка. В процессе регулировки аппаратуры ГБО 2 в дозаторе выбирается и фиксируется некое среднее положение винта и,соответственно зазора, при котором мотор стабильно работает на газе на разных режимах. Это положение винта при эксплуатации автомобиля остается практически неизменным (иногда корректируется при засорении воздушного фильтра).
В системах ГБО 2-го поколения голландского производства был придуман дозатор с вакуумным управлением (позже он «перекочевал» в системы ГБО Рязанского завода и завода им. Хруничева (Москва), но так как его регулировка требовала дополнительного мастерства установщика, широкого применения такой дозатор не получил.
Область применения ГБО 2
Основной областью применения для ГБО 2-го поколения оказались карбюраторные автомобили. Хотя позже, когда появились инжекторные автомобили, такое оборудование продолжило свою жизнь, но дополнилось электронной кнопкой переключения вида топлива и редуктор с вакуумным управлением был заменен на редуктор с электронным управлением. Однако при этом обострилась ситуация с так называемым «хлопковым эффектом» в приемный/впускной коллектор автомобиля.
Немного о «хлопке», характерном для ГБО 2-го поколения. При наличии проблем в системе зажигания автомобиля (плохие свечи, в/в провода, катушки, т.д) и при неправильно отрегулированной подачи газа, происходило неполное сгорание газовой смеси в цилиндрах двигателя. В результате чего при открытии впускного клапана, не до конца сгоревшая в цилиндре смесь, поджигала уже готовую к подаче в цилиндры взрывоопасную смесь во впускном коллекторе. При этом получался минивзрыв – хлопок, который мог привести к разрушению пластикового коллектора или расходомера, а иногда и воздушного фильтра. Начался период придумывания для ГБО 2-го поколения смесителей с системами защиты от хлопка. Требовалась система более точной регулировки подачи газа к цилиндрам транспортного средства и подачи газа к цилиндрам автомобиля.