Существует ли четкое деление газобаллонного оборудования на поколения?
Среди установщиков газобаллонного оборудования существует классификация или, можно сказать, разделение газового оборудования по поколениям. Сделано это было для удобства общения между собой и для разделения между собой систем разного типа (по работе и конструкции). Так как ни в одном официальном издании нет четкого разграничения по признакам разделения на поколения , то между установщиками существуют разночтения к какому поколению отнести ту или иую систему.
Наш втомеханический институт ( МГТУ-МАМИ ) предлагает такую классификацию:
От первого до третьего
Первое поколение ГБО (ГБО 1)
К системам ГБО первого поколения относят оборудование с раздельным редуктором и испарителем газа. В свое время такая конструкция газового редуктора была вывезена (после войны) из Германии и поставлена для производства на завод РЗАА в г.Рязань. Закончили их выпускать лет 10 назад. Причем эти редукторы до сих пор работают на автомобилях в глубинке России ( Хакассии, Мордовии и т.д.). Простота , надежность и продолжительность их работы вызывает уважение. На ряду с вышеуказанным редуктором, РЗАА освоил выпуск редуктора совмещенного с испарителем. За основу была взята схема голландской фирмы (Poliavto и Vialle). Чуть раньше Новогрудский завод газовой аппаратуры начал выпуск своего совмещенного редуктора , взяв за основу итальянский редуктор Bedini.
Второе поколение ГБО (ГБО 2)
Различие между вторым и третьим поколением ГБО состоит только в способе дозирования подачи газа в двигатель автомобиля. В ГБО второго поколения регулирование подачи газа в смеситель осуществляется вручную, с помощью так называемого. дозатора который представляет собой обычный патрубок с изменяющимся проходным сечением при ввинчивании или вывинчивании обычного винта , вставленного поперек патрубка. В дозаторе выбирается некое среднее положение винта, при котором мотор стабильно работает на газе. Это положение винта при эксплуатации автомобиля остается практически неизменным (иногда корректируется при засорении воздушного фильтра.
Третье поколение ГБО (ГБО 3)
В оборудовании третьего поколения - ГБО 3 используется не ручной, а электронный дозатор осуществляет регулирование газа с помощью шагового электродвигателя. Управление дозатором осуществляет электронный блок, который, в свою очередь, использует в основном информацию, поступающую от лямбда-зонда. ГБО этого поколения настраивается с помощью ПК.
От четвертого до пятого ГБО
Четвертое поколение ГБО (ГБО 4)
Проще всего отличить оборудование четвертого поколения - ГБО 4. В данном случае между установщиками отсутствуют разночтения в классификации. В системах четвертого поколения - ГБО 4 газ из редуктора поступает к газовым форсункам, представляющим собой электромагнитные клапаны, работающие по такому же принципу, как и бензиновые форсунки. Форсунки подают газ через тарированные жиклеры в район расположения впускных клапанов двигателя автомобиля.
Управление работой газовых форсунок ГБО 4 осуществляет блок управления, аналогичный штатному контроллеру автомобиля. "Газовый" блок в своей работе использует сигналы бензиновых форсунок и при помощи собственного программного обеспечения пересчитывает параметры дозирования под использование газового топлива. Настройка и поиск неисправности газового оборудования (4-го поколения) автомобилей осуществляется только с использованием ПК и своего собственного программного обеспечения (т.е. нельзя отрегулировать, допустим, систему Zavoli программой для системы SEC). Системы ГБО 4 поколения нельзя установить на автомобиль с системой впрыска бензина непосредственно в цилиндр автомобиля (например, Mitsubishi GDI (Gasoline Direct Injection)).
Пятое поколение ГБО (ГБО 5)
Сейчас уже существует система LPI, разработанная в Голландии , где газ впрыскивается не в газообразном, а сжиженном виде непосредственно в цилиндр автомобиля.
То есть, эту систему уже можно устанавливать на двигатели GDI.
И ее уже называют 5-м поколением газового оборудования - ГБО 5.
LPI работает только с насосом высокого давления, который находится внутри баллона. К сожалению, качество Российского газа губительно сказывается на работе этого насоса. Но в нашей компании мы ремонтируем и это оборудование.
Некоторые установщики ошибочно (!!!) относят к пятому поколению оборудование 4-го поколения , работающего с системой OBD автомобиля. В этом ГБО вмешательство установщика в регулировку почти не требуется и настройки газового оборудования автомобилей происходят более точно .
Но еще раз подчеркиваем, что в России установку ГБО 5 - го поколения не делают!!!